Судья Пименова Е.В. дело 33-14561/2022
2-2070/2022 33-1196/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2023 г. г.о. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.
судей Дудовой Е.И., Занкиной Е.П.
при секретаре Нугайбековой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ГУ МВД России по <адрес> к ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО5 о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения несогласованных публичных мероприятий
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
« Исковые требования ГУ МВД России по <адрес> к ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО5 о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения несогласованных публичных мероприятий удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО7 паспорт серии 36 03 №, ФИО4 паспорт серии 3609 №, ФИО5 паспорт серии 3617 № в пользу ГУ МВД России по <адрес> ИНН 6317021970, ОГРН 1036300552980 в счет возмещения затрат на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежные средства в размере 322 563 рубля 59 копеек.
Взыскать солидарно с ФИО4 паспорт серии 3609 №, ФИО3, паспорт серии 3620 №, ФИО6, паспорт серии 0703 № ФИО1, паспорт серии 3616 №, ФИО2, паспорт серии 3620 № в пользу ГУ МВД России по <адрес> ИНН 6317021970, ОГРН 1036300552980 в счет возмещения затрат на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежные средства в размере 113 456 рублей 04 копейки.
Взыскать с ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО5 в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлины в размере 7560 рублей 00 копеек в равных долях по 1080 рублей с каждого.»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Подсытника С.А.-Лебедева З.С., возражения представителя ГУ МВД России по Самарской области, МВД России Скороходова А.А.
УСТАНОВИЛА:
ГУ МВД России по Самарской области обратилось в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что 23 января 2021 года в 14:00 час. на площади Героев 21-й Армии <адрес> собралась группа граждан в количестве около 950 человек. Примерно в 14:15 час. участники мероприятия от площади Героев 21-й Армии по тротуарам проспекта Ленина, улиц Полевая и Молодогвардейская, без нарушения правил дорожного движения, проследовали до площади Славы, где с 15:05 до 16:05 час. был проведен митинг. После этого часть участников в количестве около 250 человек проследовали по тротуару <адрес>, по пешеходной зоне <адрес>, где находились с 16:45 до 18:10час. В 18:10 час. граждане разошлись. Для обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия возможным экстремистским проявлениям в <адрес> задействовались 589 сотрудников органов внутренних дел и 100 сотрудников ОМОН Управления Росгвардии.
ГУ МВД России по <адрес> для обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия возможным экстремистским проявлениям, в связи с проведением несогласованных в установленном порядке публичных мероприятий в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ задействовались 64 сотрудника.
Обстоятельства, связанные с организацией ответчиками несогласованного публичного мероприятия в <адрес> подтверждаются постановлениями судов, которыми в действиях ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2 установлен факт организации вышеуказанного публичного мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 час. на площадке у КРЦ «Звезда» <адрес> «Г») собралась группа граждан в количестве около 50 человек. В период с 15:00 до 15:20 час. вышеуказанными гражданами и дополнительно присоединившимися к ним лицами в сквере Устинова <адрес> проведено несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме митинга, с общим количеством участников около 300 человек. Для обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия возможным экстремистским проявлениям в <адрес> задействовались 1094 сотрудника территориальных ОВД, 20 сотрудников Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте и 225 сотрудников ОМОН Управления Росгвардии.
ГУ МВД России по <адрес> для обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия возможным экстремистским проявлениям, в связи с проведением несогласованных в установленном порядке публичных мероприятий в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ задействовалось 105 сотрудников.
Обстоятельства, связанные с организацией ответчиками несогласованного публичного мероприятия в г. Самара подтверждаются постановлениями судов, которыми в действиях Евдокимовой М.А., Алашеева Е.С., Юдина И.А. установлен факт организации вышеуказанного публичного мероприятия.
Участвуя в организации данных мероприятий, ответчики, приняли на себя ответственность, за последствия проведения несогласованных мероприятий, вопреки требованиям действующего законодательства, заведомо зная и желая наступления негативных последствий.
Вышеуказанные несогласованные публичные мероприятия организованы ответчиками в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, без согласования с органами власти путем размещения открытых призывов к участию неопределенного круга лиц в публичных мероприятиях в сети «Интернет» по общедоступным электронным адресам. Действиями ответчиков, как организаторов несогласованных публичных мероприятий, Российской Федерации причинен ущерб в связи с привлечением сотрудников ГУ МВД России по <адрес> к выполнению служебных обязанностей в выходные дни 23 и ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, была выплачена за работу 23 и ДД.ММ.ГГГГ 164 сотрудникам ГУ МВД России по <адрес>, остальным сотрудникам предоставлены дополнительные дни отдыха.
Таким образом, действиями ответчиков, как организаторов несогласованных публичных мероприятий 23 и ДД.ММ.ГГГГ, казне Российской Федерации причинен ущерб в сумме 436 019,63 рублей, 23 января в размере 113 456,04 рублей, 31 января в размере 322 563, 59 рублей.
Указанные денежные средства из федерального бюджета выделены сверх предусмотренного ассигнований на цели обеспечения общественного порядка на 2021 финансовый год, чем причинен ущерб.
На основании изложенного истец просят взыскать солидарно с ФИО7, ФИО4, ФИО5 в пользу ГУ МВД России по <адрес> в счет возмещения затрат на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежные средства в размере 322 563 (триста двадцать две тысячи пятьсот шестьдесят три) руб. 59 коп. Взыскать солидарно с ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2 в пользу ГУ МВД России по <адрес> в счет возмещения затрат на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежные средства в размере 113 456 (сто тринадцать тысяч четыреста пятьдесят шесть) руб. 04 коп.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Подсытник С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Подсытника С.А.- Лебедев З.С. доводы жалобы поддержал.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области, МВД России Скороходов А.А. просил решение оставить без изменений, жалобу- без удовлетворения.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу положений подпунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно пунктам 5, 8 части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия обязан: обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования; обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.
Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (пункт 1 статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Из материалов дела следует, что 23.01.2021 в 14.00 часов в г. Самаре прошло несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме митинга по адресу: г. Самара, на площади Героев 21-й Армии, с последующим шествием по пр. Ленина, ул. Полевая и ул. Молодогвардейская до площади Славы, где с 15.05 до 16.05 час. был проведен митинг. После этого часть участников в количестве около 250 человек проследовали по тротуару ул. Молодогвардейской через площадь Куйбышева, по пешеходной зоне улицы Ленинградской и далее по тротуару улицы Куйбышева до площади Революции, где находились с 16.45 до 18.10 час. В 18.10 час. граждане разошлись.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Самары от 22.01.2021 Евдокимова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного ареста сроком на 5 суток. Постановление суда вступило в законную силу.
Из постановления суда следует, что Евдокимова М.А. совершила организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» осуществила призыв неопределенного круга граждан к участию в несогласованном с органом исполнительной власти Самарской области и администрацией г. Самары публичном мероприятии в форме шествия от площади Героев 21-й Армии до площади Славы в г. Самаре.
Вступившим в законную силу постановлением Новокуйбышевского районного суда от 12 февраля 2021 года установлено, что Николаев М.Ю. являясь членом территориальной избирательной комиссии г. Новокуйбышевска Самарской области с правом решающего голоса 19 января 2021 года в 14 часов 19 минут, находясь по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Киевская д. 15 «А» разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «В Контакте» на личной странице информацию, содержащую призыв к участию неопределенного круга лиц 23 января 2021 года в 14.00 часов в публичном мероприятии в форме шествия по маршруту от площади «Героев 21 Армии» до площади «Славы» в г. Самаре, уведомление о проведении, которого не было подано в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ тем самым организовал публичное мероприятие путем проведения предварительной агитации до момента согласования с Администрацией г.о. Самара места и (или времени) о его проведении, нарушив статью 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ. Постановлением по делу об административном правонарушении Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 12 февраля 2021 года Николаев Михаил Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на 5 (пять) суток.
Вступившим в законную силу постановлением Железнодорожного районного суда г. Самары от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-252/2021 установлено, что Санженаков В.В. 23 января 2021 года, в период с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, взял на себя функции организатора по координации действий участников публичного мероприятия, проводимого в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от площади «Героев 21 Армии» по проспекту Ленина до ул. Полевой, далее по ул. Молодогвардейской до площади «Славы» и сквера 30-летия Победы в г. Самаре, уведомление о проведении которого, в порядке, установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54- ФЗ, не было подано в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, не выполнял требования сотрудников полиции, предусмотренные пунктами 1, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» и сотрудников администрации г.о. Самара о прекращении противоправных действий, отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил порядок проведения публичного мероприятия, установленный Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ. Таким образом, Санженаков В.В. добровольно принял на себя и исполнял функции организатора публичного массового мероприятия. Постановлением по делу об административном правонарушении Железнодорожного районного суда г. Самары от 26 января 2021 года Санженаков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 10 (десять) суток.
Вступившим в законную силу постановлением Октябрьского районного суда г. Самары от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении №5-950/2021 установлено, что Шереметьев В.В. 23 января 2021 года в период времени с 14.00 часов до 16.00 часов взял на себя функции по координации действий участников публичного мероприятия, проводимого в смешанной форме митинга, шествия, по маршруту от площади Героев 21 Армии, по пр. Ленина, до ул. Полевой, далее по Молодогвардейской до пл. Славы к скверу 30 лет Победы, уведомления о проведения которого в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ не было подано в орган исполнительной власти и орган местного самоуправления, т.е. не выполнил требования сотрудников полиции, в нарушении Федерального закона «О Полиции», и Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ. Кроме того, Шереметев В.В. указывал направление движения участникам публичного мероприятия. Постановлением по делу об административном правонарушении Октябрьского районного суда от 1 февраля 2021 года Шереметев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 9 (девять) суток.
Вступившим в законную силу постановлением Промышленного районного суда г. Самары от 25 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-373/2021 установлено, что Подсытник С.А. организовал путем распространения в сети "Телеграмм в чате штаба А. Навального в г. Самаре, распространяя среди неопределенного круга лиц, информацию о проведении 23 января 2021 года публичного мероприятия, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении такого мероприятия, то есть, осуществил организацию проведения публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. Постановлением по делу об административном правонарушении Промышленного районного суда г. Самары от 25 января 2021 года Подсытник Сергей Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 7 (семь) суток.
Также из материалов дела следует. что 31.01.2021 в 15.00 часов в г. Самаре прошло несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме митинга по адресу: г. Самара, в сквере Устинова.
Вступившим в законную силу постановлением Октябрьского районного суда от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-952/2021 было установлено, что Евдокимова М.А. 30 января 2021 года, в эфире передачи «Персонально Ваш» радиостанции «Эхо Москвы Самара» осуществляла призыв к участию 31 января 2021 года в публичном мероприятии в форме шествия в г. Самара, уведомление о проведении которого не было подано в порядке статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, с целью выражения мнения о несогласии с действиями властей в отношении политических заключенных и репрессиями, которое впоследствии доведено до неопределенного круга лиц, путем размещения данного видеообращения в сети «Интернет» в социальной сети «Вконтакте» на страничке «Команда Навального Самара», тем самым организовано публичное мероприятие, путем осуществления предварительной агитации до момента согласования с Администрацией г.о. Самара места и времени о его проведении, нарушив статью 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ. Постановлением по делу об административном правонарушении Октябрьского районного суда г. Самары от 1 февраля 2021 года Евдокимова Марина Андреевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 28 (двадцать восемь) суток.
Вступившим в законную силу постановлением Октябрьского районного суда г. Самары от 23 августа 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-1331/2021 установлено, что Алашеев Е.С. осуществил призыв в сети «Интернет» в телеграмм канале «Чат штаба Навального в Самаре» к участию 31 января 2021 года в 12:00 час. в публичном мероприятии в форме митинга в г. Самаре, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ с целью выражения мнения о несогласии с действиями властей в отношении политических заключенных с репрессиями, тем самым организовал публичное мероприятие путем осуществления предварительной агитации до момента согласования с Администрацией г.о. Самара места и (или) времени о его проведении. Постановлением по делу об административном правонарушении Октябрьского районного суда г. Самары от 23 августа 2021 года Алашеев Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 7 (семь) суток.
Вступившим в законную силу определением Октябрьского районного суда г. Самары от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-951/2021 установлено, что Юдин Илья Андреевич 31 января 2021 года точное время не установлено взял на себя функции по координации действий участников публичного мероприятия, проводимого в смешанной форме митинга, шествия, по маршруту от площади по пр. Ленина, а также у дома 249 по ул. Самарская в г. Самара, уведомления о проведения которого в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ не было подано в орган исполнительной власти и орган местного самоуправления. Кроме того, Юдин И.А. указывал направление движения участникам публичного мероприятия, тем самым организовал публичное мероприятие путем осуществления предварительной агитации до момента согласования с Администрацией г.о. Самара места и (или) времени о его проведении. Постановлением по делу об административном правонарушении Октябрьского районного суда от 1 февраля 2021 года Юдин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 7 (семь) суток.
В связи с организацией ответчиками несогласованного публичного мероприятия в г. Самаре 23.01.2021 и 31.01.2021 с большим количеством участников, УМВД по Самарской области в оперативном порядке привлекались значительные силы и средства для обеспечения общественной безопасности, в том числе дополнительный личный состав в их нерабочее время.
Приказами ГУМВД России по Самарской области от 22.01.2021 № 40 «Об организации работы заместителей начальника полиции и сотрудников по Самарской области с 23 и 24 января 2021 г.» от 29.01.2021 № 87 «Об организации работы сотрудников ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области 23.01.021 г..» привлечены к несению службы личный состав структурных подразделений ГУМВД России по Самарской области, всего 105 человек.
Приказом ГУМВД России по Самарской области от 29.01.2021 № 88 «О привлечении сотрудников ГУ МВД России по Самарской области к выполнению служебных обязанностей в выходной день 31.01.2021 г.», привлечены 31.01.2021 г. сотрудники ГУ МВД России по Самарской области к выполнению служебных обязанностей в выходной день с последующим предоставлением им компенсации в соответствии с действующим законодательством, всего 64 сотрудника.
В соответствии с приказом ГУ МВД России по Самарской области от 4 марта 2021 года № 66 л/с денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, была выплачена за работу 23 и 31 января 2021 года 164 сотрудникам ГУ МВД России по Самарской области, остальным сотрудникам предоставлены дополнительные дни отдыха.
Затраты УМВД России по Самарской области на выплату денежной компенсации указанной категории сотрудников за выполнение служебных обязанностей в выходной день 23.01.2021 в общей сумме составили 113 456,04 руб., 31.01.2021 г. – 322 563,59 руб.. Данные обстоятельства подтверждаются рапортами сотрудников, платежными документами, реестрами сотрудников ГУМВД, которым произведена денежная выплата.
Расходы на выплату компенсаций личному составу, задействованному в охране общественного порядка при проведении несогласованного митинга 23.01.2021 и 31.01.2021 г. предусмотрены не были. Образовалась потребность в дополнительных лимитах бюджетных обязательств для расчетов с личным составом. Для осуществления выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в сверхурочное время и премирования сотрудников ГУ МВД России по Самарской области, привлеченным в качестве обеспечения общественного и общественной безопасности в январе 2021 г., до ГУ МВД России по Самарской области расходными расписаниями от 20.01.2021 г. № 188/19367/045, от 25.02.2021 г. № 188/19367/047 доведены дополнительные лимиты обязательств в общей сумме 10 700,56 руб.
Полагая, что данные расходы являются убытками для истца, последний обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что постановлениями судов, вступившими в законную силу, установлено, что ответчики являлись организаторами несогласованных в установленном порядке публичных мероприятий, затраченные ГУ МВД денежные средства на поддержание общественного порядка в указанные даты являются средствами федерального бюджета Российской Федерации, направленными на содержание органа внутренних дел, выделены сверх установленных бюджетных лимитов на содержание подразделения на 2021 финансовый год, противоправное поведение ответчиков явилось причиной, обусловившей несение истцом затрат на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни и затрат на горюче-смазочные материалы, которые понесены в результате проведения несогласованных публичных мероприятий.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности возложения на ответчиков ответственности по смыслу части 6 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия.
В силу требований статьи 5 названного закона организатор публичного мероприятия обязан:
- обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 3);
- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона (пункт 4);
- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования (пункт 5);
- приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий (пункт 6).
При этом, в силу части 6 названной статьи организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" имеет право: требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия (часть 2) и обязан: оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении (часть 3).
Поскольку закон возлагает на организатора публичного мероприятия обязанность по соблюдению законности при его проведении, в настоящем случае судами установлен, что порядок проведения публичного мероприятия согласован не был, то судом сделан обоснованный вывод о возможности привлечения организаторов несанкционированных митингов к гражданско-правовой ответственности.
Довод жалобы о том, что ГУ МВД РФ по Самарской области исполняло возложенную на него законом задачу, суд апелляционной инстанции также отклоняет, поскольку возложенная пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" задача о обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок задача относится к числу согласованных, плановых мероприятий на основе приказов МВД России, тогда как в настоящем споре проведенное публичное мероприятие не было санкционировано, что повлекло необходимость определения плотности нарядов группировки сил и средств по участкам несения службы с учетом особенности места проведения массового мероприятия и привлечения дополнительных сил.
Доводы жалобы о том, что выплата денежной компенсации вместо предоставления сотруднику дополнительного дня отдыха является правом УМВД России по Самарской области, а не обязанностью, если УМВД не были доведены лимиты бюджетных обязательств на выплату спорной денежной компенсации, то оснований для ее выплаты не имелось, основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 287 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, установлено, что привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка.
Согласно пункту 293 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 (действовавшего на момент выплаты компенсаций), сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства, установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
Выплата компенсации носит заявительный характер.
В том случае, если сотрудник выбрал вместо предоставления дополнительных дней отдыха выплату денежной компенсации, о чем подал соответствующий рапорт, то УМВД уже был не вправе, а обязан ее выплатить.
Доводам жалобы о том, что выплата компенсаций сотрудникам полиции относится к расходному обязательству Российской Федерации, расходы на выплаты за работу в ночное время, праздничные и выходные дни заложены в сумме бюджетных ассигнований, выделяемых УМВД России по Самарской области на соответствующий финансовый год, также не могут являться основанием к отказу в иске.
Как следует из показаний представителей истца, расходы на выплату компенсаций личному составу, задействованному в охране общественного порядка при проведении несогласованных митингов в указанные даты, предусмотрены не были. Образовалась потребность в дополнительных лимитах бюджетных обязательств для расчетов с личным составом, которые и были предоставлены. Указанное расходное обязательство возникло бы у государства только в том случае, если бы в установленном законом порядке планируемое публичное мероприятия было согласовано.
Ссылка ответчика на Постановления Конституционного Суд РФ, правовые позиции Европейского суда по правам человека, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку судом установлено, что несанкционированные массовые публичные акции в г. Самара в вышеуказанные даты, организатором которых являлись ответчики, не была в установленном порядке согласована с органами исполнительной власти как это предусмотрено частью 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании". В связи с этим, действия истцов, направленные на обеспечения общественного порядка и безопасности, обеспечивало реализацию конституционной обязанности государства по обеспечению охраны общественного порядка, защите прав и свобод граждан. Возложение обязанности по покрытию расходов истцов в связи с указанными мероприятиями отвечает общим принципам статей 15, 1069 ГК РФ.
При этом осуществление ответчиками принадлежащих им конституционных прав также должно осуществляться в рамках закона, и не нарушать права и законные интересы иных лиц.
Таким образом, судом установлена причинно-следственная связь между действиями ответчиков в связи с организацией несанкционированных публичных мероприятий и причиненным истцу ущербом, в связи с чем суд обоснованно посчитал возможным солидарно возложить гражданско-правовую ответственность на ответчиков и обязанность по возмещению ущерба как организаторов публичного мероприятия.
Обстоятельства дела установлены судом на основании надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела. Положенные в основу судебных постановлений доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, данная им оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нормы материального права судом применены правильно. Нарушений процессуального законодательства, не допущено.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 27.09.2022 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу Подсытника С.А.- без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: